Охота на уток на больших водоемах с использованием чучел
В настоящей статье хотелось бы описать охоту на уток на больших открытых пространствах, которая происходит на больших водоемах Украины.
Особенность данных охот заключается в том, что проводится на огромных водных пространствах с большим разнообразием коридоров пролета птицы. В этих условиях на передний план выходит умение привлечь пролетающую дичь на максимально близкое расстояние, поскольку стрельба стандартным патроном на сверхдальних дистанциях показала свою низкую эффективность. Охота проводится с расстановкой чучел уток и устройством засидки на пути подлетающих уток.
Благоприятная погода для охоты.
Какая погода лучше для охоты на утку? Чем хуже для офисного планктона, тем лучше. Порывистый ветер 5 – 11 метров в секунду с накрапывающим дождиком, а порой и снежной крупой, полуметровые волны на лимане и полутораметровые на море – вот идеальная погода для охоты на уток от Одессы до Мариуполя. Предпочтителен южный ветер, поскольку вся отсиживающаяся на море перелетная утка начинает метаться в поисках укромных, подветренных уголков. Такая погода заставляет ерзать на стуле настоящего утятника с пятницы. Нетерпеливо посматриваешь в окно – только бы не распогодилось.
Тихая, безветренная погода – верный путь к неудаче, поскольку вся утка отдыхает посреди огромных открытых пространств, ведя ленивую перекличку между табунами и упорно игнорирует чучела и манки.
При холодной и ветреной погоде со все серьезностью следует подходить к одежде и экипировке. Предпочтительны не продуваемые куртки на синтепоне и прочих утеплителях помоднее, термобелье и верхняя одежка с дренажем влаги без потерь тепла. Мы в холодное время года используем неопреновые заброды – во первых в скрадках сидеть многократно теплее, а уж за уткой в лиман сигануть – сам Бог велел. Минус этих забродов том, что в них нельзя активно двигаться – собравшийся внутри конденсат мигом остудит тело.
Один из значимых факторов на утиной охоте это маскировка. К этому вопросу следует подходить со всей серьезностью в условиях охоты на водоемах со скудной растительностью на берегах, где зачастую отсутствуют камышовые заросли. Укрытие не должно возвышаться над уровнем окружающей растительности и в связи с этим становятся незаменимыми лежачие скрадки, разумеется англо/американского происхождения, поскольку другие пока широко не встречаются. Некоторые коллеги считают, что порой их необходимо укапывать в грунт до уровня земли, где это возможно, однако мы считаем это маскировочной избыточностью. Скрадок может возвышаться над уровнем травы до 20-30 сантиметров поскольку с высоты утиного полета при заходе на чучела незначительные складки местности не особо выделяются на окружающем фоне.
Главное чтобы укрытие не контрастировало на фоне растительности, поэтому для финишной маскировки следует использовать окружающую траву. Что следует подчеркнуть особо это маскировка лица, поскольку это самый распознаваемый в природе признак присутствия двуногих. Для маскировки лица используются или балаклавы, или специальные краски. Ваши покорные слуги используют для этих целей балаклавы из пористой камуфляжной ткани. Следует заметить, что лежачие скрадки оборудованы шторками из камуфляжной сетки, что позволяет скрывать лицо не используя каких-либо лицевых масок нужно лишь глубже вжаться в скрадок. Отдельно следует остановиться на количестве выставляемых чучел, в зависимости от времени года. В августе достаточно трех-шести чучел, причем выставляются исключительно самки. Гуру утиной охоты рекомендуют выставлять против ветра три чучела в группе, а оставшихся два с интервалами в четыре пять метров. Начиная с середины сентября на черноморских лиманах появляются практически вылинявшие селезни и с этого момента можно наращивать количество чучел, добавляя в стаю селезней. В сентябре - октябре количество выставляемых чучел в нашей компании колеблется от 12 до 24 шт. При таком количестве чучела располагаются двумя группами – две трети выставляются против ветра в стороне от скрадка, а вторая группа в удалении по ветру. При выставлении чучел в таком порядке между группами напротив скрадка образуется «плес» на который будут заходить на посадку утки. В ноябре - декабре с началом массового перелета мы наращиваем стаю до девяноста – ста двадцати чучел. Такой массив чучел делится также на две части с приблизительным сохранением пропорции в частях, описанной ранее.
В этом месте мы поговорим о чучелах отдельных производителей. Мировыми лидерами в производстве чучел являются американские и итальянские компании. Мощности большинства американских производителей вынесены в Китай, но особо на качестве это не сказывается. Чучела, вне зависимости от производителя делятся по размерам: стандарт, полу магнум и магнум. Стандартное чучело немного больше дикой кряквы, полу магнум больше «оригинала» в полтора раза и наконец магнум более чем в два раза. Это вызывает некоторые трудности в транспортировке чучел размера полу магнум и магнум, но эффект от их использования значительно отличается от стандартных чучел. Можно использовать чучела разных размеров в одной стае.
Мы обычно используем чучела Avery Pro-Grade Mallard и лишь в конце сезона добавляем в стаю большое количество дешевых стандартных чучел Avery Hot Buy Mallard. Чучела Avery Pro-Grade полностью удовлетворяют нас по качеству, так как обладают достаточно крепкой матовой краской, стойкой к истиранию, а также превосходной реалистичной раскраской. Чучела эти размера полу-магнум. Это делается с целью повышения заметности чучел на больших расстояниях. Ту же цель преследует более светлая раскраска чучел, чем у птиц в природе. Забавно было услышать на просторах Интернета мнение новичков о том, что более светлая раскраска американских чучел свидетельствует о разных окрасах американского и европейского подвидов крякв. Это не так – окраска крякв более варьируется в зависимости от возраста птицы (обычно, чем светлее кряква, тем она старше), а не от континента обитания.Все эти приготовления не принесли бы ощутимого результата без основного аксессуара – утиного манка. Минимум на связке охотника должны быть два утиных манка – самый дешевый на крякву типа Double Nasty от Buck Gardner (манок средней мощности) и дополнительный типа свистка для свистящих уток – свиязь, шилохвость, чирков, а также селезня кряквы. Лично наша команда предпочитает манки Echo, Buck Gardner и Duck Commander. Заметим, что не количество дорогих манков на связке определяет класс охотника, а умение ими пользоваться, но эту огромную, необъятную тему мы оставим за пределами текущей статьи.
Остановимся на патронах для таких охот. На основе анализа охот стало ясно, что для успешной стрельбы уток необходимы патроны со скоростью снаряда от средней и выше в пределах 380-420 м/с. Не будем делать рекламы каким либо брендам ибо в настоящее время на первое место выходит доступность боеприпасов, а с этим у нас, увы, не США. Заметим только, что сезон необходимо начинать с дроби №7 28 – 32 грамма и с интервалами в полтора месяца понижать номер на два, речь, разумеется, идет о 12 калибре. В ноябре декабре матерая кряква бьется 100% номерами 3, 2, 1 с навеской 32 грамма. Предупрежу критику оппонентов о том, что не стильно стрелять утку заячьей дробью, тем, что мы работаем по схеме один выстрел – одна качающаяся на волнах утка. Опыта в погонях за подранками в декабре, порой по грудь в ледяной воде, после стрельбы по утке дробью №5 у нашей компании предостаточно и это наше мнение. Использование таких крупных номеров дроби обусловлено необычайной крепостью на рану кряквы в конце ноября-декабре, так как утка в зимнем наряде имеет очень плотную перьевую подушку на груди и дробь выше третьего номера уверенно справляется с поставленной задачей. Однако следует упомянуть о другом мнении наших коллег, предпочитающих стрельбу уток в конце сезона дробью №5 с навеской 28 грамм, но с максимальной скоростью снаряда, выше 420 м/с, которой они достигают использованием спортивных порохов. Разумеется, это касается самостоятельно заряжаемых патронов.
Декабрь. С вечера пятницы дует юго-западный ветер. Нас обычно четверо и с вечера начинается перезвон с уточнением планов на завтра. Разумеется едут все предвкушая сильный лет. Подъем в 3 часа утра, легкий завтрак, тормозок для меня с сыном приготовлен еще с вечера, под аккомпанемент косых взглядов супруги – ветер подвывает, орех за окном стучит в стены раскачивающимися ветвями, редкие капли дождя, мечтающего стать снежной крупой стучат по крыше – радостные «придурки» пересматривают ружья, амуницию и теплые вещи складывая все в прихожей, чтобы не шарахаться завтра по спящему дому в поисках последней забытой мелочи. Сон периодически прерывается – посматриваю на телефон – до трех утра еще полчаса. Осторожно спускаю ноги с кровати, чтобы не разбудить жену, но она спит уже вполглаза с целью задать бесполезный вопрос:
– А может не поедете? Погода ведь дрянь…
- Разумеется поедем – матч состоится в любую погоду (с).
- Не забудьте термос и пакет с завтраком!
- Не забудем – спи.
- Да уж поспишь тут с вами....
Захожу в комнату к сыну – он спешит меня заверить, что уже не спит, но усиленно растираемые глаза выдают. Завтрак, выезд, догрузка барахла друзей в прицеп и мы уже на пути к штормящему лиману. На песчаной косе ветер треплет побуревшую траву, некоторые кусты срывает и они с прытью зайца катятся по песку. В этот момент каждый из нас знает, что делать: один натягивает заброды - он у нас мастер по постановке фальшивых утиных стай, сын и второй товарищ раскладывают лежачие скрадки и начинают их маскировку, я выкладываю ружья, патроны и манки и отгоняю в укрытие Ниву. Все уже готово – до начала рассвета еще 20 минут, сын колдует с фотокамерой, я проверяю готовность ружья, кто пробует манки, продувая одиночные кряки. На востоке появляется еле заметная полоска света, но тучи делают свое черное дело – затягивают и смягчают рассвет, вдоль берега покачиваются чучела. Как всегда неожиданно режет воздух свист утиных крыльев, тут же три выстрела рявкают сквозь ветер и два чисто битых селезня качаются на волнах. Охота началась…
Упругий ветер в лицо прижимает табуны уток нашему берегу, однако на выстрел налетать утки не спешат. Но огромная стая чучел делает свое черное дело и после переговоров манками табунки поменьше начинают заходить на посадку. Мы неподвижно сидим в скрадках, руки сжимают полуавтоматы, товарищ дает «осадку» и вот он – долгожданный миг выпуска шасси и сложенных в жесткую дугу крыльев. Уже видны ярко оранжевые лапки и я даю команду «бьем!». Битые утки сыплются горохом среди чучел, уцелевшие стартуют свечами вверх и спасаются бегством. Время собирать трофеи и срочно добирать плавающих подранков. Между скрадками уже лежат 2 утки и 6 селезней, отливающих густой зеленью голов. Чередуются налеты, собираются трофеи и количество битой птицы неуклонно приближается к норме отстрела. Охота удалась!
Хотелось бы заметить, что сезон охоты на перелетную утку в Украине необоснованно короток в разрезе европейских норм. В ряде европейских стран, например, в Испании, Франции, Великобритании и даже в Румынии охота на уток открыта до середины февраля. Хотелось бы чтобы украинские законодатели пересмотрели сроки охоты на уток в сторону увеличения хотя бы до конца января. Данная мера позволила бы уменьшить охотничью нагрузку на местные виды. Порой из-за теплой осени перелетная утка в декабре-январе только начинает массово появляться, а сезон, увы, закончен.
Руслан Тимофеев